HAMLOG
Скачать
Программы
Схемы, статьи
Наш форум
Доска объявлений
Фотоальбомы
Гостевая
Обратная связь
Волгоград
Начинающему
Музей
Лирика Радио
Ham юмор
DX-монитор
OPDX бюллетень
Календарь соревнований
Проверь свою eQSL почту
HAM карты
Карта высот
Найди свой QTH-Loc
Каталог сайтов
FAQ (как добавить материал?)
Правила пользования сервисом
Начинающему радиолюбителю.
Справочная
Программы
Литература
Начинающему радиолюбителю.
Другие
Всё остальное
Главная » Статьи » СХЕМЫ » Справочная |
Добавить статью |
Сердечники трансформаторов из штампованных пластин
Чтобы уменьшить потери на вихревые токи, сердечник (магнитопроводы) трансформатора обычно выполняют из тонких штампованных металлических пластин, сложенных вместе. Пластины Ш-образной формы используются для изготовления броневых магнитопроводов(рис. 2), а Г-образной - для стержневых (рис. 1). Необходимая толщина набора, как правило, указывается в описании. Например, сказано, что нужно взять железо Ш20×15. Это значит, что ширина средней части Ш-образной пластины y должна быть 20 мм, а толщина стопки сложенных вместе пластин должна составлять y1 = 15 мм. На среднюю часть сердечника из пластин надевают каркас с обмотками трансформатора и накладывают замыкающие пластины, чтобы в итоге получился замкнутый магнитопровод.
Рис. 1. Стержневой сердечник трансформатора.
Рис. 2. Броневой сердечник трансформатора.
Таблица T1. Размеры стандартных броневых сердечников из штампованных пластин.
Преимущество сердечников, набираемых из пластин, заключается в том, что их можно изготовить из любых, даже очень хрупких материалов. В броневом сердечнике обмотки располагаются на центральном стержне, что упрощает конструкцию, обеспечивает более полное использование окна и частично создает защиту обмотки от механических воздействий. Недостатком же такого трансформатора является повышенная чувствительность к воздействию магнитных полей низкой частоты. Это ограничивает применение броневых маг-нитопроводов, в частности, в устройстве входных трансформаторов. В стержневых сердечниках обмотки располагаются на двух стержнях. При этом уменьшается толщина намотки и, следовательно, индуктивность рассеяния трансформатора. Кроме того, сокращается расход провода и увеличивается поверхность охлаждения, что важно для мощных трансформаторов. Поэтому стержневые магнитопроводы чаще всего входят в состав мощных выходных трансформаторов, а также входных трансформаторов высокочувствительных усилителей. При изготовлении сердечников к Ш-образным пластинам добавляют перемычки. Чтобы ликвидировать зазор между пластинами и перемычками, сердечник собирают «вперекрышку». В магнито-проводах трансформаторов и дросселей, по которым протекает постоянный ток (например, дросселей фильтра питания), делают немагнитный зазор. В этом случае пластины собирают в одну сторону. Между пакетами пластин и перемычек помещают прокладку из листового электроизоляционного материала необходимой толщины. Для уменьшения потерь на вихревые токи пластины дополнительно изолируют тонким слоем лака (с одной стороны) или окисла, который образуется при отжиге. После сборки сердечник стягивают планками или уголками при помощи шпилек с гайками либо специальными обжимками. Шпильки должны быть изолированы от пластин. Стяжные планки, уголки или обжимки служат одновременно для крепления трансформатора на шасси.
Ленточные сердечники трансформаторов
Витые (ленточные) сердечники трансформаторов навивают из полос электротехнической стали или железо-никелевых сплавов (рис. 3, 4).
<
Рис. 3. Броневой ленточный сердечник трансформатора.
Рис. 4. Тороидальный ленточный сердечник трансформатора.
Особенности применения броневых ленточных сердечников такие же, как и броневых Ш-образных.
Тороидальные сердечники позволяют наиболее полно использовать магнитные свойства материала, обеспечивают слабое внешнее магнитное поле трансформатора, однако применяются сравнительно редко из-за сложности намотки.
Размеры стандартных ленточных броневых сердечников приведены в табл. T2, а ленточных кольцевых (тороидальных) - в табл. T3. Типоразмер ленточного броневого сердечника обозначается так же, как и пластинчатого, например ШЛ12×16. Обозначение тороидального сердечника несколько иное, например ОЛ20/32-16, где 20 - внутренний диаметр d, 32 - внешний диаметр D, 16 - ширина ленты b.
Таблица T2. Размеры стандартных ленточных броневых сердечников.
Таблица T3. Размеры стандартных ленточных кольцевых сердечников.
Ферритовые сердечники трансформаторов
Ферритовые сердечники для трансформаторов изготавливаются из магнитно-мягких ферритов и представляют собой Ш-образные или кольцевые магнитопроводы (рис. 5, 6).
Рис. 5. Ш-образный ферритовый сердечник трансформатора.
Рис. 6. Кольцевай, или тороидальный ферритовый сердечник трансформатора.
Размеры Ш-образных сердечников из феррита приведены в табл. Т4, а кольцевых - в табл. Т5. Следует учесть, что ферритовый Ш-образный сердечник трансформатора составляется из двух одинаковых частей (магнитопроводов). Обозначение типоразмера Ш-образного сердечника имеет вид Шс×f, а кольцевого - KD×d×h (размеры в миллиметрах).
Таблица T4. Номинальные размеры Ш-образных сердечников из феррита.
Таблица T5. Номинальные размеры кольцевых сердечников из низкочастотных (марганцево-цинковых) ферритов.
Примечания:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 90327 | Рейтинг: 4.3/6 |
Всего комментариев: 0 | |